вторник, 22 июля 2014 г.

Льды полярных морей.

Жюль Верн любил море, очень любил. Нередко совершал морские путешествия, забавно радовался, когда его работу на борту яхты прерывала буря. Писал песни о моряках - для брата Поля, который стал моряком дальнего плаванья. А уж его романы о море! Своя поэзия и у "Двадцати тысяч лье под водой", и у "Зелёного луча", и у "Плавучего острова", и у первой части "Пятнадцатилетнего капитана"... но всё это море - и бурное в период равноденствия близ тридцатых широт, и спокойное, тёплое на экваторе, и своевольное близ берегов Шотландии - живое, оно если и препятствует ненадолго помыслам героев, то тут же, изменчивое, помогает; если и губит, то спасает.
Другое море - полярное. Жюль Верн не видел его, знал лишь по описаниям из книг, и нельзя отказать ему в воображении! Верну были непривычны даже такие холода, которые мы переживаем каждую зиму. Что уж говорить о том, как он представлял себе полюс холода!
Да, некоторым героям его произведений удалось справиться с северными морями, обратить их себе на пользу, спастись - и даже за одно мореходство пройти северным морским путём вокруг света. Но Гаттерас!..
"Путешествие и приключения капитана Гаттераса" - книга о полярных исследованиях. О человеке, который стремился к Северному Полюсу, и его спутниках.

Завязка несколько таинственна: судно "Форвард" отплывает на север с неизвестной целью - и без капитана. Неизвестный, словно невидимый капитан передаёт свои указания почтой или... с помощью своей собаки. Ходят слухи, что собака - и есть капитан, тем более что пёс проявляет великолепное знание северного климата, не боится стужи, не прячется у печки, а ходит по палубе и мостику.
Мистикой роман пропитан. Особенно к финалу становится ясно, что писатель - большой любитель Эдгара По (к роману которого, "Приключениям Артура Пима", Верн позже напишет продолжение).
Но капитан всё же обнаруживает себя уже во время путешествия (как и где - увы, не могу сказать, вдруг здесь найдутся люди, которые не читали) - и к счастью, ибо герой этот в высшей степени интересен.
Капитан Джон Гаттерас. Истый англичанин. Стремится к Полюсу, считая, что нога именно англичанина должна первой ступить на "вершину мира". Он одержим географическими открытиями и своим стремлением на север!

Экспедиция подготовлена наилучшим образом из возможных. Но что же заставляет сыпаться на голову капитана неудачу за неудачей? То море, которое он думал найти свободным от льдов, замерзает. Вынужденный остановиться на зимовку близ полюса холода, капитан, и без того многими матросами почитаемый безумцем, окончательно теряет доверие большей части экипажа.
Как он должен был проклинать замёрзшую воду, неудачный год, холода! Столько препятствий на пути к его месте - и в виде чего же? Льды, нагромождение льдов!
И он продолжает идти дальше, лёд - так по льду, вода - так по воде, сооружая шлюпку из погибшего корабля. Он сражается с этой дикой природой, словно она живая и противостоит ему, словно она угрожает его Родине, а он должен у неё отнять победу - во имя Англии. Выдержит ли горячее сердце капитана Гаттераса противостояние этому царству холода?.. Думаю, финал немногих разочарует.
Но постойте... разве можно видеть в заполярье только угрозу, только смерть, холод и страх? Разве мы читаем роман По? Нет, ранние романы Верна известны не пессимизмом, а жизнелюбием, остроумием, искренним интересом к любой области земного шара. И здесь мы вновь встречаем того самого "жюль-верновского учёного" - доктора Клоубонни. Он идёт шаг в шаг с Гаттерасом. Но глаза доктора не затмевает пелена преодоления препятствий. Он не унывает - и он любуется!
Полярное сияние! Солнечное гало! Разноцветный лёд (вот прозрачный - пресный, вот мутный - морской, а вот красный снег, о котором писал Соссюр)! Полярные животные, готовые стать ручными, поскольку никогда не видели прежде человека! Красота и строгость северной природы! Может ли учёный пренебречь этим зрелищем?
Кругом лёд и нечем зажечь огонь? Сфокусируем пучок солнечных лучей с помощью ледяной линзы! Не осталось пуль для охоты? Но ведь есть ртутный термометр, а при сильных морозах ртуть замерзает - вот вам и пуля! Нет материала для постройки дома? Так ведь лёд кругом, построим ледяной дом! Впрочем, доктор чудесен не только этим. Но это несколько другой разговор, и я советую прочесть (или перечесть) книгу, чтобы составить своё мнение об этом чудесном человеке.

Пусть здесь лёд не одушевлён и не представляется персонажем, но здесь он и смерть, и жизнь, и холод, и тепло. Он превращается в могилу для погибших - и в дом для живых. Он встаёт на пути ледяными горами, скрадывает расстояния своей белизной, создаёт обманы зрения, он превращается в колкий и непроницаемый для взгляда туман, в котором путники блуждают, он же даёт им питьевую воду, и дорогу для саней, и даже замену кораблю, когда необходимо выйти в море.
Да, вода в замёрзшем виде - почти герой романа, вторая часть которого носит название "Ледяная пустыня".

В конце приведём несколько цитат из романа:
«16 июня «Форвард» миновал мыс Аворт. Гора Роулинсона поднимала к небу свои белые зубцы; одетая снегом и застланная туманом, она казалась гораздо дальше, чем на самом деле, и принимала гигантские размеры. Температура держалась на несколько градусов выше нуля. Ручьи и водопады свергались со склонов горы, то и дело рушились снежные лавины с грохотом, похожим на залпы тяжелой артиллерии. Ледники тянулись длинными белыми полотнищами, ослепительно сверкавшими на солнце. Пробуждавшаяся к жизни полярная природа предстала во всей своей красе».

«— Отлично, — ответил доктор. — Какое счастье, что мороз производит снег и лед, предохраняющие от холода. Не будь этого, мы оказались бы в прескверном положении».

«Ледяные поля расстилались гладкой скатертью. Снег, выпавший в большом количестве за предыдущие дни, затвердел от мороза, и идти было легко. Стояла сухая, резкая стужа. Луна светила изумительно ярко, создавая чудесную игру света на изломах льдин; следы шагов, освещенные по краям, тянулись блестящей полосой за охотниками, огромные тени которых резко выделялись на снегу».

«О, этот лед! Какое счастье, что провидение создало его, потому что он не только позволяет создавать такие чудеса, но и служит на пользу людям, потерпевшим крушение!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий